ИСТОРИЯ РЕДКОГО ТАЛАНТА В ИНДУСТРИИ МОДЫ — ДРИС ВАН НОТЕН
Великий гений, великий творец, великий дизайнер, чей последний поклон перед уходом из собственного бренда был не менее великим — Дрис Ван Нотен. История настоящего феномена и редчайшего таланта в индустрии моды.
Если других известных дизайнеров можно «объяснить», отнеся их к определенной эстетической категории, то для Ван Нотена не существует никаких рамок. Его скромно называют «мастером цвета» — верное, но уж очень упрощенное утверждение на наш взгляд. Изобилие принтов, цветов и вдохновений, которые можно увидеть в его коллекциях, обладают как роскошью, так и конкретностью, присущая мастерам фламандской живописи: все яркое, мягкое, до безумства детализированное, прагматичное и естественное. Дизайнер имеет особое видение в создании прекрасного: черпать вдохновение из всего и никогда не зацикливаться лишь на одной эстетике.
Существует теория, что дизайнеров условно можно разделить на архитекторов и садовников: первые планируют все заранее, вторые позволяют вдохновению свободно развиваться, и Ван Нотен среди них. Поддерживает эту метафору и тот факт, что дизайнер увлеченно занимается садоводством и сад, окружающий его виллу девятнадцатого века в тридцати минутах езды от Антверпена, стал таким же знаменитым за эти годы, как и он сам.
Но чтобы попытаться понять Дриса Ван Нотена, нужно сделать шаг назад — в прошлое. Родившийся в Антверпене в 1958 году, Дрис вырос в семье с глубоко укоренившимися корнями в портном искусстве: его отец владел несколькими бутиками и путешествовал между Миланом и Парижем, покупая обувь Ferragamo и рубашки Charvet. Первой неофициальной работой Ван Нотена была роль закупщика (или как мы сейчас называем— байера) в семейном магазине, где также организовывались модные показы для местных клиентов.
Путь Ван Нотена в мир моды начался в 1977 году, когда он поступил в Королевскую академию изящных искусств в Антверпене. И это обучение послужило началом крепкого творческого союза, который заставил весь мир узнать об авангардной бельгийской моде и «Антверпенской шестерке». Таким звучным названием компанию из шести молодых талантливых дизайнеров окрестили журналисты из-за труднопроизносимых фамилий ее участников. В то время изделия юного Дриса Ван Нотена привлекли внимание престижных покупателей, таких как Barneys в Нью-Йорке и Whistles в Лондоне. Вот только купленные мужские рубашки были перепроданы как женские, что только усилило спрос и ажиотаж. К 1991 году Дрис уже представил свою первую коллекцию мужской одежды в Париже, а в 1993 году начались показы женской линии.
Тогда и начался планомерный и спокойный, но безумно насыщенный и талантливый путь бренда Dries Van Noten, который всегда развивался в своем собственном ритме. Он удивлял и вдохновлял своими яркими показами, ставшие знаковыми: для SS’94 он заставил лепестки роз пролиться дождем на подиум и зрителей; для FW’94 отряд официантов в белой ливрее подавал еду и напитки на серебряных подносах, а красная дорожка подиума была расстелена непосредственно перед показом; для SS’95 модели катались на велосипедах по парку Пале-Рояль; для SS’96 он организовал фейерверк, а в FW’96 он ввел сочетание юбки и брюк. Для Ван Нотена показ мод стал захватывающим опытом и продолжением каждой коллекции. Несмотря на успех у критиков, существовала экономическая неопределенность: 1990-е годы были эпохой минимализма, и работы Ван Нотена с их цветом, обилием принтов и необычными сопоставлениями не сразу завоевали публику.
«Было время, около 1997 и 1998 годов, которое было пугающим для меня как дизайнера и для нас как компании », — сказал Ван Нотен однажды. «Внезапно крупные люксовые группы получили всю власть, а я был просто парнем, делающим этнические коллекции. Я действительно думал о продаже компании на том этапе».
Особое видение, уникальный стиль и неподдельная любовь к моде помогли преодолеть трудности и принести бренду мировую известность. В 2008 году работа дизайнера была отмечена премией «Дизайнер года» — престижной наградой, присуждаемой Советом модельеров Америки. В 2014 Дрис Ван Нотен стал главным героем ретроспективной выставки в Музее декоративного искусства в Париже под названием Dries Van Noten: Inspirations — вероятно, одной из самых прекрасно организованных модных выставок. Два этажа: первый посвящен вдохновению с миксами из кинокадров, старых французских модных журналов, артефактов, извлеченных из архивов музея, произведений искусства Бронзино, Пикассо и Дэмиена Херста; второй посвящен реальной одежде и аксессуарам. В 2015 дизайнер вошел в список 500 самых влиятельных личностей в сфере моды по версии The Business of Fashion, а также был награжден Орденом искусств и литературы. В июне 2020 года и сентябре 2021 года fashion-индустрия в очередной раз продемонстрировала свое восхищение дизайнером, номинировав его на ту же награду.
И как бы команде MADFASHION не хотелось продолжить рассказ об удивительной истории великого дизайнера и его собственного бренда, но в 2023 году Дрис Ван Нотен заявил о своем уходе с модного Олимпа. Коллекция осень-зима’24 стала финальной точкой в его работе. Его последние слова о бренде являются идеальным завершением, сравниваемым его творческую работу с его любимым садом:
«Бренд сейчас процветает. Это как в саду, только Вы решаете, что посадить и в какой-то момент он продолжает цвести».
Но команда MADFASHION уверена, что наследие гения продолжит свое цветение, пока сам творец будет взращивать прекрасные цветы в своем собственном саду.